Главная » 2014 » Июль » 9 » БАМ: 40 лет комсомольской стройке
23:49
БАМ: 40 лет комсомольской стройке

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали. Вчера Тында отмечала 40-летие этого события. Это главный праздник бамовцев, поэтому отмечается, особенно в юбилейные годы, бурно и с размахом.
Я расскажу как прошёл праздник. Вернее, я расскажу о том, как я его провёл. Потому что праздник проходил в разных частях города одновременно, я не мог побывать всюду, так как во время праздника работал, принимал участие в его проведении. В чём именно заключалась моя работа, расскажу позже.
Сейчас давайте отправимся на привокзальную площадь и посмотрим, как проходил митинг на котором встретились ветераны БАМа (давно и благополучно покинувшие эти замечательные суровые края). Ветеранов привезли два поезда. Один поезд ехал с запада, с Иркутска, другой - с востока, с Хабаровска. 

Поезда привезли не только ветеранов, но ещё и высокопоставленных (очень высокопоставленных, не побоюсь этого пафоса!) гостей: главу ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина, губернаторов Амурской и Иркутской областей и Хабаровского края и много кого ещё, кого и не упомнишь. С трибуны летели торжественные слова о величии стройки, о перспективах БАМа: 

Большое спасибо, что речи были краткие и не затянутые. Впрочем, речи почти никто не слушал. Да и как тут устоишь на месте, если повсюду встречаются знакомые лица. Ветераны БАМа встречали в толпе друзей и знакомых, радовались, обнимались, целовались, делились новостями:

Поговорив и пообнимавшись, комсомольцы 70-х фотографировались на память:

Ну, и естественно, как могли отбивались от вездесущих тележурналистов. А если не могли отбиться, то давали интервью, рассказывая страшилки про 60-градусные морозы и про волосы, примерзавшие за ночь к стенкам палатки:

Телевизионщиков было так много, что некоторые вынуждены были снимать репортажи, вскарабкавшись прямо на памятник-паровоз, потому что свободного места для камеры и штатива на площади уже не было:

В общем, митинг (а я рассказываю о митинге), был похож на неформальную дружескую тусовку, а не на строгое и необычайно торжественное мероприятие, коим ему полагалось быть по протоколу:

Но всё когда-то кончается, кончилось и наше светское мероприятие. Почётных гостей рассадили по автобусам и повезли в город. Обычные же горожане двинулись в город пешком через технологический мост:

А в городе всех уже ждало другое событие - выставка-ярмарка "Тында-Экспо -2014", которое в этом году приурочили к 40-летию БАМа:

Для этого центральную улицу города перегородили и сделали пешеходной зоной:

Вдоль улицы красовались палатки и выставочные павильоны более ста Тындинский предприятий. Вот так выглядела Красная Пресня в самом начале праздника, до того, как народ переместился сюда с привокзальной площади:

А вот так выглядели сами павильоны:

Именно здесь - на "Тында-Экспо - 2014" я и работал вчера весь день, поэтому не мог побывать на всех мероприятиях, проходивших в городе. Я не был в кинотеатре "Гилюй", где награждали ветеранов БАМа, я не был на стадионе БАМ, где был телемост с В.Путиным, я не был в посёлке Таёжном, где тоже был телемост с президентом. 

Моей задачей было участие в выставке ярмарке, где мы продавали печатную продукцию нашего предприятия и сувенирку, которую охотно покупали москвичи (москвичами почему-то называли всех приехавших гостей, хотя были гости и из других городов). Давайте с вами найдём в торговых рядах мою скромную палатку с вывеской "Жёлтые страницы":

А вот же она! Но меня мы в палатке не увидим, потому что я фотографирую. А в палатке часть нашего коллектива - мой первый зам и по совместительству спутница жизни Юлия и наш рекламный менеджер Джамиль:

На Красной Пресне кроме торгово-выставочных павильонов была смонтирована сцена, где проходил концерт. В перерыве между выступлениями артистов, на сцену пригласили нескольких предпринимателей, в том числе и меня. Слава богу, что не заставили петь и танцевать, а было награждение за успехи в работе.  Я получил диплом в номинации "Амурское качество" за своё печатное издание и в придачу ещё грамоту как ударник капиталистического труда. Хоть я и просил Юлию меня не фотографировать, но она всё же не послушалась и сделала пару снимков. Ну что ж, придётся выложить по её просьбе. Вот он я - в центре кадра, в чёрной куртке с капюшоном (вид правда только со спины), принимаю награды из рук представителей городской администрации:

Ещё одна сцена была возведена на площади 25-летия БАМа, там тоже выступали артисты:

Кроме торговых палаток на Красной Пресне можно было увидеть работы местных художников:

Картины были посвящены БАМу, Тынде и природе наших мест:

Также на Красной Пресне работали целый день бесплатные карусели:

Теперь, с вашего позволения, сделаю лирическое отступление. В заголовке к этому материалу я написал "БАМ: 40 лет комсомольской стройке". Именно комсомольской. Потому что есть у БАМа и другая история, о которой у нас в городе не принято говорить. Есть история БАМЛАГа, о которой все стыдливо и скромно молчат. Никогда, ни на одном юбилее я не слышал, чтобы вспомнили о тысячах зеков, погибших на стройке БАМа в 30-х года прошлого века. Никогда не упоминают об этом. В городе нет ни одного памятника первым строителям БАМа, фактически первым. Комсомольцы монополизировали право быть строителями Байкало-Амурской магистрали. Почему-то, когда упоминают про БАМ, начинают отсчёт с 1974 года. А всё что было до этого - старательно вычёркивают. Никогда не вспоминают топографов, геодезистов, изыскателей. Весь почёт, вся слава достались лишь комсомольцам. 
Но я в этот день мысленно, а то и вслух в кругу друзей (сейчас вот с вами) вспоминаю всех, кто действительно был первым и по чьим тяжёлым тропам прошли потом комсомольцы. Правильно я поступаю или нет, не знаю, пусть это будет на моей совести. 
А что касается сегодняшнего праздника - отдадим его комсомольцам...
И ещё (брюзжать так брюзжать!) очень меня раздражает логотип частной компании ОАО РЖД на всех без исключения баннерах посвящённых 40-летию БАМа. Вот когда у нас методично сокращают пассажирские поезда на БАМе, в частности поезд Тында - Комсомольск-на-Амуре, то РЖД мотивирует это тем, что она частная компания и не может нести убытки из-за нас грешных. Но вот когда присвоить себе заслуги какие-то, тем более заслуги государственные, тем более заслуги другого государства, в частности СССР, то тут всегда пожалуйста, с глубоким нашим почтением и уважением. Не строила БАМ ОАО РЖД. БАМ строил СССР. Где символика Советского Союза?..
Что-то заговорились мы с вами. Хватит, пожалуй, о невесёлом. Вы только посмотрите сколько народу уже на улицах появилось, пока мы тут говорили на отвлечённые темы:

Мы работали до семи вечера. После семи свернули палатку, перетащили дворами мебель и вещи к грузовику и поехали в офис разгружаться. Наш рабочий день кончился и для нас тоже начался праздник.

Мы с Юлькой пошли на площадь 25-летия БАМа, где должна была выступать группа Би-2. Но сначала нам пришлось послушать творения коллективов Новые Самоцветы и Градусы, до которых мы не любители:

Чтобы понять что такое концерт Би-2, надо жить в Тынде много лет, а лучше всю жизнь. Жить среди тайги и морозов, среди бесконечной унылой зимы и долгих, длящихся неделями летних дождей. Надо жить, несмотря на желание уехать ближе к теплу и цивилизации, которое у нас - бамовцев - доминирует над всеми остальными человеческими желаниями и страстями. И вот на фоне этого всего ты вдруг понимаешь, что в этот раз произошло какое-то чудо, что на сцене не Лариса Долина, не ансамбль Сябры, не Иосиф Кобзон (и это ещё в лучшем случае), на сцене Би-2. Мы с Юлькой могли об этом только мечтать. Вот это и был для нас настоящий праздник и настоящий подарок:

Выступлением группы Би-2 и закончился очередной бамовский юбилей. Почётные гости, губернаторы, начальники и ветераны разъехались по большим городам. А мы остаёмся тут. Остаёмся жить дальше.

Категория: Прогулки по Тынде | Просмотров: 40 | | Теги: БАМ, фоторепортаж, Тында | Рейтинг: 0.0/0
Поделиться

Всего комментариев: 0
avatar