Главная » 2017 » Май » 14 » "Дальдизель" - летопись погибшего завода
10:15
"Дальдизель" - летопись погибшего завода

Среди писателей Дальнего Востока есть талантливые и бездарные, забытые и знаменитые на весь мир. Многих я читал, многих читаю сейчас и собираю их книги в домашнюю библиотеку. 
Каким-то особенным теплом веет от прозы дальневосточной писательницы Юлии Шестаковой. Даже несмотря на избыточную и чуждую мне идеологичность (Ю. Шестакова была коммунистом с огромным стажем, 60-летним вроде бы, точно не помню). Однажды в детстве снял с полки книгу "Огни далёких костров" с повестью "Новый перевал" об экспедиции по реке Хор в неизученную тогда - в 1946-ом центральную часть хребта Сихотэ-Алинь и уже не мог оторваться пока несколько раз не перечитал. Перечитываю я эту повесть и сейчас время от времени. А заодно и повесть "Там, где бежит Сукпай", которую Джанси Кимонко написал практически под диктовку Шестаковой. Но об этом я расскажу как-нибудь отдельно. Сегодня же о другом.
Несмотря на излишний коммунистический пафос и обилие советских пропагандистских штампов (которые я умею просеивать при чтении) язык у Юлии Шестаковой простой и чистый - без тяжёлых конструкций и вредных для пищеварения примесей. Даже очерки на индустриальную тему, которые я у других авторов терпеть не могу, читаю у неё с интересом. Вчера вечером я начал, а сегодня утром закончил перечитывать большой развёрнутый очерк "Летопись одного завода" о предприятии "Дальдизель" г. Хабаровска. 
Уже только само название "Летопись одного завода" вызывает спазм судорожного зевка и внезапное рассеивание внимания. Не правда ли? Но это обманчивая реакция. Я и вчера еле заставил себя отложить книгу - было уже поздно - так увлекла меня история предприятия, где я никогда не был и с которым никак не связан, кроме территориальной привязки, да и то весьма относительной. 

Сюжет очерка таков: корреспондент газеты "Тихоокеанская звезда" Юлия Шестакова пишет статью о людях, готовящих к изданию книгу о своём заводе. Попутно она вникает в историю предприятия и биографии некоторых его выдающихся работников. 
История завода весьма интересна. В 1883 году в Хабаровске на берегу Амурской протоки было построено два небольших здания - деревянное и каменное, в которых расположились военные мастерские при Артиллерийском складе. Через 15 лет - 7 июня 1898 года на базе этих мастерских была сформирована "Хабаровская окружная артиллерийская мастерская". Это уже было вполне серьёзное по тем временам предприятие. Началось строительство заводских помещений, которое закончилось в 1902 году. И именно с 1902 года завод ведёт свою официальную историю. В 1908 году артиллерийскую мастерскую переименовали в "Арсенал". В 1924 - в "Дальсельмаш". И только в 1960 завод стал "Дальдизелем".
На 50-ти книжных страницах журналистка Шестакова талантливо и со вкусом описывает многострадальную судьбу завода. Я не буду вас утомлять подробным пересказом очерка, вы всегда можете посетить ближайшую библиотеку и самостоятельно прочитать его в книге "Люди - звёзды", Хабаровск, 1981. Скажу лишь, что потрясений на долю рабочих выпало не мало. Сначала на заводе работали исключительно солдаты, которым платили копеечное жалование. С 1904 года по предприятию и людям начало рикошетить эхо войн, революций, классовой и политической борьбы. Власть переходила из рук в руки. Много раз завод хотели закрыть, однако он выжил. После революции и гражданской войны "Арсенал" кроме оружия стал выпускать сенокосилки и прочую сельхозтехнику, которая была почти не востребована, так как крестьяне все эти чудо-изделия купить не могли по причине бедности. Но ближе к 1930 годам, с приходом коллективизации, начали образовываться колхозы, которые уже получали ссуды от государства и могли закупать сельхозтехнику. В этот же период стартовала эпоха индустриализации и государство значительные силы и средства бросило на развитие заводов, особенно металлургических. И "Арсенал", теперь уже "Дальсельмаш" стал одним из крупнейших индустриальных гигантов на Дальнем Востоке. Обратите внимание. Всего за 10 лет - в течении 1930-х годов СССР не только восстановился от войн и революций, но и вышел в мировые индустриальные лидеры.
А потом была Великая Отечественная война. Все мы знаем историю, как работали в военное время в тылу - без выходных и проходных, с субботниками, воскресниками, по нескольку смен подряд стахановскими темпами с перевыполнением плана на 600-800%. В годы войны завод снова переключился на производство военной продукции, изготавливал боеприпасы: мины, снаряды, гранаты... Но главным изделием была 76-миллиметровая пушка ЗИС-3. 
После войны завод вернулся к выпуску сельхозтехники. В его цехах делали комбайны, в том числе на экспорт. И тогда же - после войны начал выпускать судовые дизели, многие из которых работают до сих пор. И ходят с ними теплоходы и катера по Амуру, Енисею, Лене...
Много и интересно написано в очерке Шестаковой о рабочих династиях, некоторые из которых уходят корнями в XIX век. И книга, которую несколько лет писали рабочие, всё-таки вышла в Хабаровском книжном издательстве в 1974 году под названием "Амурские арсенальцы".
Ну вот, собственно, и всё. Хороший, добротный очерк, приятно почитать, погордиться отцами, земляками. И вот дёрнули же меня черти зайти в интернет и поинтересоваться нынешней судьбой завода. Мне стало интересно, а существуют ли эти рабочие династии сейчас? Что сейчас производит завод?..
Насчёт династий ничего сказать не могу. Наверное, существуют. А вот сам завод в 2007 году, не дотянув 5 лет до 110-летнего официального юбилея, будучи давно приватизированным и разворованным, прекратил своё существование. Сейчас у хабаровчан другая проблема - как снести безвозвратно разрушенные аварийные корпуса.
И мне вдруг стало невыносимо больно за судьбу этого незнакомого завода. Физически больно. Может быть, впервые в жизни я испытал боль по отношению к неодушевлённому и незнакомому объекту. Вы только подумайте: завод пережил две мировые войны, несколько локальных (таких как Русско-Японская 1904-1905) и гражданских; пережил интервентов, белогвардейцев, бандитов, анархистов, монархистов, террористов-бомбистов, несколько российских революций и переворотов; пережил сталинские репрессии. А вот сытые и вороватые 2000-е пережить не смог. Пока мы стояли в очередях за банковскими потребительскими кредитами, хватали в рассрочку плазменные телевизоры, поедали по этим телевизорам "Последний герой" и "Фабрику звёзд" за нашими спинами торопливо разбазаривали то, что прадеды, деды и отцы создавали и берегли больше 100 лет. 
По закону сохранения вещества, если где-то убыло, то где-то прибудет. Убыл завод в Хабаровске - прибыл безвкусный, но роскошный замок на Кипре. Вот и вся современная российская экономика.
Испытываю чувство, что меня давным-давно обманули некие привокзальные напёрсточники, а заметил я это только сейчас. Ведь сколько таких заводов - разрушенных и мертвых, с выклеванными провалами окон-глазниц я видел и не только на Дальнем Востоке. Но как-то не вдумывался, всё некогда было осмыслить, всё были более важные семейные дела. "Ну, не вписались металлургические и машиностроительные заводы в современные реалии, - тупо думал я, - банановые плантации более востребованы"...
Поражает разрушительная сила подлого, вкрадчивого и лицемерного правительства. Мы не великая держава победителей уже - мы Никарагуа, Гваделупа, Гондурас, КНДР. Мы уже никогда не восстановим экономику без глобальной снисходительной помощи развитых стран, без их подачек, которые нам дорого обойдутся. 
Но пока нам и это не светит.
Вот на какие невесёлые мысли навёл меня простой очерк дальневосточной писательницы Юлии Шестаковой, написанный о хабаровском заводе ещё в 1967 году.
P.S. Верхнее фото моё, нижнее ("Дальдизель") взято отсюда.

Категория: Писатели Дальнего Востока | Просмотров: 111 | | Теги: Дальдизель, хабаровск, книги, Юлия Шестакова, летопись завода, дальний восток | Рейтинг: 0.0/0
Поделиться

Всего комментариев: 0
avatar