Главная » 2012 » Декабрь » 23 » Музей истории БАМа. Часть II. Первопроходцы
01:04
Музей истории БАМа. Часть II. Первопроходцы

С открытием месторождений золота в середине XIX века на территории, что входит сейчас в состав Тындинского района, началась настоящая золотая лихорадка. Жизнь закипела бурная. Масштабы добычи ценного металла и размах промышленной деятельности затмевает аналогичные события на Клондайке. Мы мало знаем о прошлом Амурской области лишь по иронии судьбы, которая не подарила этим местам своего Джека Лондона.
С появлением приисков, начали развиваться посёлки и города, речное судоходство, стали прокладываться новые дороги. 



Золото в здешних местах добывали не только крупные компании купцов-золотопромышленников, таких как Д. Е. Бенардаки, В. Каншин, И. Иконников, но и вольные старатели-хищники, которые в конце XIX века создали в бассейне реки Гилюй "Общество вольных старателей", или "Гилюйскую республику", насчитывающую несколько тысяч человек. "Республика" не подчинялась Российской империи, у неё были свои законы и свои суды. Чтобы представить размах событий можно посетить, например, эту замечательную страницу интернета. Мы же, пойдём к другим экспонатам музея и узнаем как же развивался регион современного БАМа в ХХ веке.
Кстати, раз уж заговорили о золоте, нельзя не упомянуть о главном (наряду с кайлом и лопатой) инструменте старателя - промывочном лотке. Вот так он выглядит (в лотке муляж самородка и пирит - спутник золота): 

На нижнем фото - автодорога АЯМ (Амуро-Якутская магистраль), ныне федеральная трасса "Лена" М-56. Её построили в начале 20-х годов прошлого столетия, с приходом в эти края Советской власти. Дорога в краю глухих оленьих троп тоже появилась благодаря золотым месторождениям, но уже не Амурским, а Якутским, а именно - Алданским золотым приискам.

Посёлок Тындинский (в последствии столица БАМа - город Тында) стал перевалочной базой - автопунктом на пути к Алданскому золоту. 
Вот таким был посёлок Тындинский в 1935 году:

Постепенно мы подошли к главной теме - Байкало-Амурской железной дороге. 
Решение построить железную дорогу от Тайшета до Тихого океана через северную оконечность Байкала возникла ещё в 1888 году. Это направление рассматривалось как возможный вариант Транссиба, которого в те времена ещё не было. Но результаты изыскательской экспедиции полковника Н. А. Волошинова, прошедшей от Усть-Кута до Муи, показали что "...местность, где будет пролегать трасса настолько сложная, что Россия в данный момент не в состоянии начать ее строительство". 
Проект северного варианта Транссиба активно поддерживали американские компании, предлагавшие в первую очередь построить Сибирско-Аляскинскую магистраль с выходом на американскую территорию через Берингов пролив.
Но, вместо БАМа (Великого Сибирского пути,  Сибирско-Аляскинской магистрали) был построен Транссиб, который прошёл по южному берегу Байкала и Забайкалью - на Дальний Восток.
Недостаток Транссибирской магистрали был в том, что  проходила она слишком близко от Китайской границы, а часть её и вовсе пролегала по территории страны Золотого Дракона (КВЖД), что оказалось не так выгодно, как планировалось изначально. К тому же после поражения в Русско-Японской войне Россия утратила влияние в Маньчжурии. Поэтому возникла необходимость проложить этот участок по своей территории. Но даже в этом случае, в результате возможных военных действий с Китаем (с которым отношения всегда были непростыми), Транссиб был крайне уязвим: достаточно захватить любой из его отрезков, чтобы Дальний Восток оказался полностью отрезанным от центральной России. Поэтому нужна была по крайней мере ещё одна железная дорога, построенная далеко от границы.
Кроме того, в экспедициях по поиску золотых месторождений, предпринимаемых в конце XIX начале XX находили залежи других, чуть менее ценных тогда, но важных с развитием индустриализации, полезных ископаемых - уголь, железная руда, цветные металлы и прочее. 
В итоге БАМ, первоначально рассматриваемый как единственный способ транспортного сообщения центральной части России со своими дальневосточными окраинами, с появлением Транссиба, стал необходим как стратегическая магистраль, дублирующая единственную железнодорожную артерию Дальнего Востока и как доступ к разработкам месторождений полезных ископаемых, требуемых для стремительно растущей промышленности страны.
 Я, конечно, сильно отвлёкся. Но без понимания того, зачем нужен был БАМ, трудно проникнуться его историей. Трудно понять зачем в этот грандиозный проект вложено было столько человеческого труда и столько материальных затрат... 
Вернёмся к нашей экскурсии.
До того, как на БАМ пришли строители, здесь проделали огромную работу первопроходцы - геодезисты, топографы, изыскатели, геологи. Один из них - геодезист и писатель Григорий Федосеев. О нём и его проводнике Улукиткане я уже упоминал в первой части нашей экскурсии. Г. Федосеев был исследователем  Яблонового, Станового, Джугдырского хребтов. Участвовал в составлении карты районов по которым прошла Байкало-Амурская магистраль.
Несколько лет работал на изысканиях трассы БАМа учёный-палеонтолог, писатель, геолог, изыскатель Иван Ефремов. В 1931 году он был начальником отряда Нижне-Амурской экспедиции. В 1932 в качестве начальника отряда производил изыскания железнодорожной линии Лена — Бодайбо — Тында. В задачу экспедиции входила маршрутная геологическая съемка по рекам Нюкже, Верхней Ларбе и их притокам. Заканчивался маршрут в п. Тындинском. Один из участков современного БАМа проложен по маршруту отряда Ефремова. В конце 1934 и январе 1935 гг. геологическая Верхне-Чарская Партия Ефремова исследовала Олекма-Чарское нагорье...
Во время строительства БАМа в 70-х и 80-х года прошлого века предпринимались попытки переименовать один из бамовских посёлков Усть-Нюкжу в посёлок Иван Ефремов. Но эти инициативы так и не воплотились в жизнь. Я думаю вот о чём: если так трудно назвать именем Ивана Ефремова посёлок, то почему хотя бы именем одной из улиц не увековечить память о нём? Но такой улицы в городе нет. Как нет улиц Федосеева и Кошурникова (о котором расскажу чуть позже). Почему знаменитые бамовские первопроходцы не удостоились такой чести мне не понятно. 
В Музее истории БАМа Ивану Ефремову отведено особое место, о нём рассказывают вот эти четыре выставочные витрины:

Говоря о первопроходцах БАМа нельзя не упомянуть об изыскателе Александре Кошурникове. В 1934-м он участвовал в работах по проведению воздушной аэрофотосъёмки БАМа. Кошурников погиб в 1942 году на реке Казыр в Восточном Саяне. Рекомендую прочитать документальную повесть В. Чивилихина "Серебряные рельсы", написанную на основе дневника Кошурникова. В музее истории БАМа есть копия из последней страницы этого дневника:

Так выглядели первые дороги на БАМе - бревенчатый настил через марь, построенный исследователями-первопроходцами:

Продолжение тут...

Категория: Музейные экскурсии | Просмотров: 49 | | Теги: БАМ, Александр Кошурников, музеи, Иван Ефремов, изыскатели, Первопроходцы, Григорий Федосеев, Геологи, история Тынды, Тында | Рейтинг: 0.0/0
Поделиться

Всего комментариев: 0
avatar