Главная » 2016 » Май » 11 » Поездка в Хабаровск на испытания по медведю и выставку лаек
22:11
Поездка в Хабаровск на испытания по медведю и выставку лаек

Прошедшие выходные мы провели довольно необычно - впервые побывали на испытаниях по медведю и охотничьей выставке лаек. Проходили указанные мероприятия в Хабаровске 7 и 8 мая.
Владельцев собак, избалованных жизнью в мегаполисах, выставками и полевыми испытаниями не удивишь. Для них это вполне заурядные события, которые в некоторых регионах проходят чуть ли не каждый месяц и которыми они давно пресытились. Для нас - простодушных и малопродвинутых жителей таёжной глубинки, такие мероприятия - великое событие, праздник, запоминающийся на всю жизнь. Дело в том, что у нас в Амурской области охотничьи выставки и тем более охотничьи испытания не проводятся, охотничьим собаководством никто не занимается. Ближайший оазис собачьей охотничьей цивилизации в соседнем регионе - в Хабаровске, до которого от нашего города по железной дороге 1300 вёрст и полтора суток пути.

Сама по себе поездка в Хабаровск не представляет дискомфорта. Но провоз собаки - это уже проблема. В прошлом году, например, мы тоже собирались на выставку, но поездка сорвалась из-за того, что на железной дороге усложнили перевоз живности. Когда мы попробовали взять билеты, оказалось, чтобы провести собаку нужно выкупать купе целиком, а это 40 тысяч в оба конца только на дорогу. Поскольку мы с Юлькой на данный момент не являемся соучредителями нефтяной компании Shell и даже не входим в совет её директоров, нам такие затраты оказались не по карману. Собака сильно огорчилась, но мы, как смогли, объяснили ей что не в выставках счастье.
Но иногда в жизни происходят чудеса. В ноябре 2015 РЖД внесла поправки в правила перевозки животных, и у нас появилась возможность провести собаку до Хабаровска в обычном плацкартном вагоне. Правда и тут не обошлось без трудностей и я обязательно хочу о них рассказать, чтобы было понятно что подобные поездки - серьёзное испытание для хозяев собаки.
Когда в конце апреля этого года я приехал на вокзал за билетами, мне их не продали. Сказали, что в поезде Нерюнгри-Хабаровск всего один плацкартный вагон, в котором разрешён провоз животных, но этого вагона ещё нет в базе, так как он "проходящий" (отправляется не с нашей станции, а следует через неё, а с нашей станции идут отдельные прицепные вагоны). На следующий день Юлька поехала на вокзал и через начальника станции узнала, что в "проходящий" вагон можно взять билет с предыдущей станции. Предыдущая станция в якутском направлении от нас - Бестужево. Непонятно почему такой информацией не владеют работницы кассы и справочного бюро, к которым мы обращались, почему необходимо за консультациями о таких простых вещах обращаться в высшую инстанцию?
С горем пополам билеты взяли на себя и на собаку в 19-й вагон туда и 10-й обратно. Как я уже упоминал, только в этих плацкартных вагонах разрешён провоз животных, о чём свидетельствует пометка на билете.
Но на этом наши проблемы не закончились. В марте мы пропустили прививку от бешенства, потому что собака гуляла. Поставили прививку когда собака отгулялась и времени на карантин оставалось впритык - 14 дней. В интернете много противоречивой информации, где-то пишут, что карантин 14 дней, где-то 30. Дело в том, что между текущей и прошлой прививками оказался разрыв в 1 год и 1 месяц. В таких случаях ветеринар мог назначить карантин 30 дней. А это значит, что ветсправку в поезд он не выдал бы и никуда бы мы не поехали. Но всё обошлось. 5 мая в день отъезда мы получили ветсправку и отправились в путь.
Я не зря столько много пишу о наших мытарствах. Хочу, чтобы было понятно в каком смятении мы находились и насколько были взвинчены психологически. Прибавьте к этому как всегда суетливую предпраздничную работу, текущие семейные дела. Всё это каким-то феноменальным образом так деформировало наши мыслительные процессы,  что мы с Юлькой совсем выпустили из вида подготовку к самому мероприятию. Наша беспечность не поддаётся никакой критике - на охотничье мероприятие мы поехали, как на прогулку по городскому парку. Наша катастрофичная ошибка состояла в том, что мы не посмотрели погоду и мало того, что не взяли тёплые вещи (а наоборот оделись очень легко, так как Хабаровск намного южнее и мы посчитали, что там уже лето), мы ко всему прочему поехали в городской одежде. Вот в таком виде мы торжественно и деловито взошли в вагон поезда и так мы были одеты на испытаниях и выставке:

На фотографии видно, что поляна, где проходили испытания по медведю, представляет собой болотистый кочкарник. А мы оба были в летних туфлях. В первые же минуты ноги у нас промокли и два последующих дня нас преследовал неприятный, жуткий какой-то дискомфорт. Но об этом позже.
Поездка в поезде из Тынды до Хабаровска прошла очень спокойно, хотя собака у нас холерического типа темперамента и не отличается послушанием (как и большинство лаек). Аська вела себя в поезде вполне прилично:

При посадке в поезд мы помещали Аську в клетку-переноску. А после того, как проводник проверял билеты, пассажиры рассаживались по своим местам и поезд трогался, мы стелили постель, накрывали Аськино место пелёнкой и выпускали собаку из "камеры предварительного заключения", которую за ненадобностью ставили до конца пути на третью полку:

На вокзале нас встретил на машине Максим - один из организаторов выставки. Это было удивительно, неожиданно и очень кстати, поскольку город мы знаем плохо, а основная сложность заключалась в том, что мероприятие проходит не в самом городе, а за его чертой - в посёлке Гаровка-1. Но и от этого посёлка нужно проехать ещё 3 километра по просёлочной дороге. До Гаровки мы, может, и добрались бы с автовокзала на пригородном автобусе. Но неизвестно как бы мы искали эту просёлочную дорогу до поляны...
На вокзале к нам также присоединился сын Димка, который учится в Хабаровске. Димка провёл с нами в лесу два дня, чему был рад.
Долгая дорога осталась позади и мы на месте. Помогли организаторам поставить палатку для судей и эксперта и ждём остальных:

Часам к девяти утра привезли медведя в клетке на прицепе:

Собрались все участники и началась жеребьёвка. Нам достался номер 21. Я заметил - чем позже выходили собаки на испытание, тем хуже они работали. Всего же было около 30 номеров.
Начались испытания, заморосил мелкий дождь. Юлька с Димкой так замёрзли, что ушли в машину организаторов выставки. Я человек любопытный - неотрывно просмотрел испытание всех 30 номеров. Я называю "номера" не от скудности словарного запаса, а из-за того, что "номер" не всегда эквивалентен собаке. Иногда под одним номером выходили две собаки и работали в паре:

Но, большинство собак выпускали поодиночке:

Шло время. Дождь продолжал моросить. Ноги мои промокли почти до колен. Мне было так холодно, что у зуб на зуб не попадал. Как же я клял себя за неорганизованность. На такие мероприятия нужно приезжать основательно подготовившись. Сложного ничего нет. Необходимо одеться так же, как в тайгу на охоту - на ноги резиновые сапоги, под охотничий брезентовый костюм тёплые вещи: свитер, спортивные штаны. Можно даже тёплую зимнюю охотничью куртку прихватить. Если бы вы знали, как я мечтал о резиновых сапогах и тёплой куртке там - на поляне, под этим унылым хабаровским весенним дождём!
Мир не без добрых людей. Меня выручил мой хороший знакомый Александр с которым мы давно общаемся на охотничьем сайте, но виделись за пределами всемирной паутины впервые. Александр дал мне напрокат свой охотничий плащ - это хорошо меня спасало от ветра и дождя. Перед испытаниями, когда подошла моя очередь выводить собаку, Александр дал мне свои резиновые сапоги, потому что на поляну к медведю надо было идти через лес, а на тропе в лесу были огромные, неприемлемые для моей городской пижонской обуви лужи.
Далеко заполдень подошла наша двадцать первая очередь. Но прежде, чем рассказать о нашем выходе, я хочу объяснить, что же такое охотничье испытание лаек по медведю и принцип его прохождения.
На фото вы видите поляну, между двух деревьев натянут поверху стальной трос, к тросу привязана цепь с медведем:

Лайки выходят к медведю не напрямую, а по тропе через лес. На тропе перед поляной стоит человек с рацией. Хозяин ведёт собаку на поводке до этого человека. Когда по рации поступит команда "приготовиться", нужно собраться с силами и настроится на победу (особенно собак это касается). Дальше следует команда "отпускать". Хозяину нужно снять с собаки ошейник (не отстегнуть поводок, а именно снять ошейник, чтоб за ошейник собаку случайно не поймал медведь), и отпустить. По тропе собака должна выбежать на поляну. На тропе раскладываются экскременты медведя, чтоб обозначить запах зверя. Выбежав на поляну собака должна вязко и напористо облаивать медведя со всех сторон в течении десяти минут - это стандартный регламент для каждой собаки. Если медведь побежит от неё, собака должна остановить зверя. Хорошей лайкой считается та, которая в течении 8 секунд подбегает к зверю, громко доносчиво лает десять минут, держит зверя, крутится вокруг него, пытаясь схватить зубами за заднюю ногу (охотники говорят "за гачу"). Агрессивные лайки могут работать грубо с головы зверя, пытаться укусить за ухо, за нос. Это плохие лайки, проворный медведь легко сгребёт такую собаку и для лайки это окончится весьма плачевно, вплоть до гибели. Но, надо отметить, что из всех собак такой бестолково агрессивной была только одна. И ей повезло, что в этот раз она осталась живой.
Вообще же все лайки работают по-разному. Некоторые азартные и в меру агрессивные. Некоторые добродушные и испытание принимают, как игру. Лают, работают, но без агрессии. Примерно, как на этом фото, которое мне очень понравилось:

Есть лайки, которых медведь совсем не интересует. Выбежав на поляну, они занимаются всем, чем угодно, но только не медведем - нюхают землю, бегают, прыгают, резвятся. Огорчению хозяев в таких случаях нет предела, потому что диплом за резвость и веселье на испытаниях по медведю не выдают.
Была интересная лайка, которую в шутку прозвали "мечта пасечника". На поляну она выбежала и на медведя лаяла, но от хозяина, который стоял позади, далеко не отходила. Вся работа этой собаки заключалась в том, чтобы отогнать медведя и защитить хозяина. И это тоже неплохо. С такой на пасеке, или в зимовье точно не пропадёшь.
Но, вернёмся к правилам испытаний. Выскочив из леса на поляну лайка должна активно работать по медведю десять минут. Чем лучше работает лайка, тем престижнее диплом. Я сейчас не помню точных цифр (да и не старался дотошно запоминать), но из тридцати "номеров" лишь меньше половины получили дипломы. Больше всего было дипломов III-й степени, два, или три II-й степени. И только одна одна лайка получила высшую награду - диплом I-й степени. За работой этой собаки было очень интересно наблюдать. Я не запомнил, как звали собаку. В памяти отложилось, что это была сука светло-серого волчьего окраса.
А теперь о нашем выходе. В назначенное время мы вышли на тропу. До человека с рацией Аська хорошо тянула поводок и рвалась на поляну. Дойдя до стартовой точки, мы стали ждать сигнала по рации. Ждали мы очень долго. Около пятнадцати минут. Аська начала волноваться, нюхала землю вокруг, скулила. А мы помним, что наш номер 21, это значит, перед нами на этом пяточке нервно ожидали своей очереди 20 собак, всё истоптали вокруг. И запахи этих собак растревожили Аську сильнее, чем запах медведя, которого она до этого в глаза не видела. Долгое ожидание сильно выбило нас из ритма. Дождавшись нужной команды, я снял с Аськи ошейник. Увы, вместо того, чтобы побежать по тропе к поляне, лайка моя встала, как вкопанная. Я чувствовал, что от волнения и перевозбуждения она уже не могла понять, что я от неё хочу. Тогда побежал я. Бежим. Я впереди, собака - за мной. Оба ошеломлённые и растерянные. Впереди большая лужа. Бегу по ней. Хлюпает жижа под ногами. Идёт дождь. Где Аська? Аська сзади. Немного замешкалась в луже. Внезапно появляется просвет на поляну, но Аська всё также плетётся сзади. Понимаю, что всё не так и не то. Не я, а она должна бежать впереди! Почему так? Всё смешалось. Волнение достигло крайней точки. Аська, вперёд! Вот поляна! Медведь! Аська работай! Но Аська стоит. Впереди маячат люди, палатка судей, медведь где-то на заднем фоне отдалённо и нелепо..
И тут я понимаю, что испытание мы провалили. Аська растерянно крутится у моих ног на самой границе леса (мне по правилам испытаний нельзя выходить на поляну).
"Я не знаю, что делать?" - читаю я в огромных растерянных глазах моей собаки. Высунула нос из кустов, увидела скопление людей, подбежала ко мне. Крутится вокруг меня...
Аська ещё скулит и прыгает на меня (вспомнила вдруг детство и просится на руки). Проходят минуты (или вечность, я не запомнил?) и слышится команда эксперта "поводок!". Одеваю Аське ошейник с поводком и иду через поляну к зрителям. Я бы с удовольствием ушёл потихоньку обратной дорогой - по тропе через лес, но нельзя. На номере возле человека с рацией уже стоит другой участник со своей собакой, которая в отличие от Аськи получит в этот день диплом.
Вот так бесславно закончились для нас испытания по медведю, которых для нас и не было.
Потом снова одна за одной выходили собаки. И среди них было много таких, кто тоже не захотел выходить из леса на поляну. Я уже говорил вначале своего рассказа, что первые "номера" работали лучше. Среди последних многие не работали совсем. Отвлекали запахи других собак, сказывалось нервное ожидание очереди. Возможно ещё есть какие-то другие причины, но факт остаётся фактом. В самом конце работали пары - по две лайки за выход. Все пары сработали хорошо.
Вечером испытания закончились. К тому времени многие разъехались по домам. А мы с Аськой остались на притравку. Возможно, причиной нашей неудачи было и то, что лайка до сих пор не видела медведя. Просто не знала, что это за зверь и как себя с ним вести.
Притравливали мы так. Сначала я держал Аську на поводке и она просто смотрела, как притравливали других собак. Их, кстати, было не много - всего три. Работать с ними вместе Аська не могла потому что все они (и моя собака тоже) пытались передраться сначала между собой, а потом уже заняться медведем. Когда ушли другие собаки я подвёл Аську к медведю на поводке. Минут пять она лаяла на поводке, а потом я снял ошейник и несколько минут собака работала уже самостоятельно. Я лишь подзадоривал её. Самые последние минуты притравки попали на видео, которое я выложил в конце своего поста. Кому интересно, могут посмотреть первое знакомство лайки с медведем.
Вечером медведя увезли, ни собаки, ни зверь не пострадали, только немного понервничали и поволновались:

Ещё одна наша ошибка в подготовке к мероприятию состояла в том, что мы не позаботились о ночлеге. На карте кажется, что Хабаровск от Гаровки-1 находится недалеко. Мы как-то вскользь, не вдумчиво поговорили на эту тему и решили, что снимем квартиру посуточно, или найдём гостиницу. Но это оказалось непросто. Ведь сначала надо добраться до Гаровки, потом на рейсовом транспорте до города. На ночь глядя где-то искать жильё. А пустят ли с собакой в гостиницу, или квартиру?
Нас выручил Максим (который встречал на вокзале) и его жена Марина. На поляну они приехали на ГАЗ-66 с кунгом.

Три места в кунге они уступили нам. Моя благодарность этим людям безмерна. К благодарности примешивается досада на себя, что стеснили людей и сами заранее не позаботились о ночлеге.
В следующий раз мы решили взять с собой палатку и спальные мешки, как это сделали некоторые, более опытные участники:

Надо сказать, что большинство участников - жители Хабаровска и окрестностей. И у них проблем с жильём, естественно, нет. Вечером они разъехались по домам. Но были участники, приехавшие издалека - из Приморья, из Комсомольска-на-Амуре. Все они остались ночевать на поляне. Но, не на той, где были испытания по медведю. А на более сухой, расположенной в трехстах метрах от неё.

Подошёл к концу первый наш день в Хабаровске.

Второй день был несравнимо спокойнее и менее напряжённее. На выставке есть небольшое волнение, но отсутствует драйв, присущий полевым испытаниям. Многие охотники (их тех, кто из принципа не занимается племенным разведением собак) считают выставку чем-то недостойным и даже унизительным для престижа охотничьей собаки. Мол, выпендривается собака, показывает свою красоту. Само слово "выставка" не совсем удачное. Выставка ассоциируется с показухой (выставка народных ремёсел, выставка-продажа кондитерских изделий и так далее). На самом деле никакой классической выставки нет, потому что никто и никого не выставляет на показ. Всё мероприятие сводится к тому, что эксперты и судьи осматривают собаку - прикус, конституцию (форму тела), упитанность, окрас и так далее. В общем, смотрят, соответствует ли собака своей породе. На ринге нужно пройти несколько кругов с собакой на поводке, но не для того, чтобы покрасоваться, а чтобы эксперты посмотрели походку собаки, посмотрели мышцы её в динамике. По результатам осмотра собаке присуждается оценка. Высшая оценка для средней возрастной группы (к которой принадлежит моя двухлетняя собака) - "отлично", далее идёт "очень хорошо", затем "хорошо" и "удовлетворительно". Оценка "удовлетворительно" - дисквалификация, собака не соответствует стандартам породы. Оценка "хорошо" очень спорная. С такой оценкой собаку допустят к племенной работе только в том случае, если она очень хорошо покажет себя на различных испытаниях. Оценки "очень хорошо" и "отлично" - это стандартные оценки для породистой собаки с типичной конституцией, характерной для породы. Это "племенные" оценки, с ними собаки без проблем допускаются к племенной работе.
Аська на выставке получила оценку "очень хорошо". Это хоть немного утешило нас после неудачи с медведем.

В четыре часа дня мы уже вернулись на железнодорожный вокзал Хабаровска. В семь часов вечера выехали в обратный путь. Аська, набравшись новых впечатлений, спала в поезде всю обратную дорогу.
Мы не сдаёмся. На следующий год снова поедем на испытания и снова попытаемся если уж не диплом получить, то хотя бы не ударить в грязь лицом и как следует облаять медведя.
Напоследок, короткое видео первой притравки моей лайки по медведю. Строго прошу не судить. Это ведь первое её знакомство со зверем, поэтому работает она ещё очень осторожно:

Категория: Мои собаки | Просмотров: 57 | | Теги: притравка, Испытания, аська, медведь, Карело-финская лайка, хабаровск, Атака | Рейтинг: 0.0/0