Главная » 2018 » Май » 1 » Томас Пинчон: читать нельзя игнорировать
20:44
Томас Пинчон: читать нельзя игнорировать

Рассинхронизация - именно это странное инженерное слово, не совсем соответствующее тому смыслу, который я в него вкладываю, навязчиво крутится у меня в голове при чтении романа "V.", написанного в 1963 25-летним американским вундеркиндом Томасом Пинчоном. 
Роман позиционируется как постмодернистский литературный шедевр, созданный исключительно для интеллектуальной элиты. Главный герой - отставной матрос Бенни Профан - некий Мартин Иден после реинкарнации с последующим скрещиванием с Леопольдом Блумом, сосёт табачный дым, злоупотребляет спиртосодержащими жидкостями, совершает промискуитет (чаще всего неудачно) с женщинами, характеризующимися "пониженной социальной ответственностью". То есть, ведёт именно тот сказочно удивительный образ жизни, который так интересен интеллигенции, и мне в том числе (а что может быть ещё более интересного в этой жизни?). 

Но давайте отвлечёмся и немного поговорим о постмодернизме в целом. Не буду скрывать, что я поклонник всего изысканного. Много модернистов и постмодернистов выдержала моя закалённая печатным словом черепная коробка: Набоков, Джойс, Рю Мураками и даже Гоголь (да-да "Нос" - это сюрреализм). А вот Пинчон со своим литературным панком не приживается, имунная система отторгает. Наверное потому, что у всех вышеперечисленных есть много классического в творчестве. А у Пинчона, как и у Пелевина - один голый постмодернизм (т.е. - отсебятина). Но чтобы создавать постмодернизм, надо сначала достичь совершенства в классике, познать и пресытится ею, срыгнуть пару раз Шекспиром и Пушкиным, а уж потом переходить к изыскам, понятным лишь тебе самому, и тупо развлекать себя. В противном случае за всеми этими витиеватыми литпотугами скрывается лишь неумение писать связно. Какая необходимость была у Пинчона запутать читателя? Это в 25-то лет он успел пресытиться классикой?
Когда я работал в газете к нам Пинчоны и Пелевины из окрестных деревень приезжали пачками (однофамильцы). И я вынужден был хотя бы по диагонали пробегать текст, чтобы с вежливой невозмутимостью психиатра аргументированно отказать в публикации этим до боли родным нашим кондовым постмодернистам. Теперь думаю - зря! Загубил цвет русской литературы! Ведь их тексты ничем не отличались от Пинчонопелевенских. Такое же туманное резонёрство - слово в слово.
Почему именно рассинхронизация? Потому что слова и фразы по пути от книжной страницы до глазных выпуклостей словно рассыпаются в воздухе; мысль отстаёт от напечатанных строк, или строки отстают от мысли; чтение про ис хо дит рыв ка ми, бУкВы ПлЯШУт и будт-т-т-то заед-д-д-д-д-д-дает что-то в мозгу... Безусловно, создать эффект распада гармонии на хаос - это тяжкий труд. Но я искренне убеждён, что задача писателя как раз прямо противоположна - из хаоса творить гармонию. Примерно также, как каменщик их хаоса отдельных кирпичиков строит дом, а не абстрактную аварийную конструкцию, по сути своей глубоко нелепую, бестолковую и никем не востребованную. 
Но я не об этом хочу сегодня поговорить. Никакой критики! Просто у меня дилемма - нужно ли дочитывать книгу, если в ней 600 страниц, а ты осилил только 63? Дожимать, чтобы стать чуточку умнее и в тонкостях разбираться в вагинах портовых проституток и сортах блевотины маргиналов. Дело в том, что я ведь читаю очень медленно - по 150 страниц в день в среднем. Это значит, на роман "V." я должен потратить 4 дня своей короткой и такой бесценной жизни. Причём, полдня я уже потратил. Захлопнуть Пинчона и остаться навсегда неучем, переключившись на банального Тургенева, или Достоевского? Или читать, читать, читать, впихивать в себя, втискивать, вдавливать, ввинчивать текст, в котором на протяжении прочитанных 63 страниц я не увидел ни одной интересной метафоры, ни одного мастерски составленного словосочетания?..
Где поставить запятую во фразе "читать нельзя игнорировать"?

Категория: Литературоведение | Просмотров: 37 | | Теги: отзыв, Томас Пинчон, Рецензия | Рейтинг: 0.0/0
Поделиться

Всего комментариев: 0
avatar